МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»

Промышленно-экономический колледж

 

 

 

 

 

Методическое пособие

для студентов 2-4 курсов

на тему: «Подготовка публичного выступления и выполнение презентации к нему»

специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

                        

    

 

 

 

 

 

Орехово-Зуево

2017

                                                       Рассмотрено

ЦМК по укрупненной группе специальностей 38.00.00 Экономика и управление

 

 

Председатель комиссии:

 

___________Т.В.Савкина 

 

Автор: преподаватель специальных дисциплин

___________ А.Я.Денисова

 

 


 

Содержание

Пояснительная записка

4

1. Понятие, виды, задачи, содержание этапы публичного выступления

9

1.1. Понятие и виды публичного выступления. Публичная речь

9

1.2. Требования, признаки и задачи публичного выступления

10

1.3. Критерии правильно построенного публичного выступления

13

1.4. Контакт выступающего и аудитории

4

1.5. Подготовка к публичному выступлению

17

2. Правила оформления презентации

22

2.1. Общие советы по созданию презентации

22

2.2. Основные принципы и правила оформления слайд-презентации

25

2.3. Логика презентации и ее техническое оснащение

27

Список используемых источников

32

 


 

Пояснительная записка

 

В условиях современного непрерывного образования решается задача подготовки компетентного человека, который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них, без чего невозможен переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.

В современном мире от студентов все чаще требуется делать публичные выступления, и учебная сфера не является исключением.

На современном этапе проблемой изучения многих исследований стала профессиональная компетентность. Сущность компетентности в них рассматривается в логике профессиональной деятельности.

Среди разновидностей профессиональной компетентности выделяют практическую (специальную), социальную, психологическую, информационную и коммуникативную.

В современном образовании обозначились четкие тенденции к усилению общегуманитарной составляющей, к совершенствованию на этой основе подготовки будущих специалистов, владеющих основами профессионального общения. У будущих специалистов, наряду с требованиями к профессиональной квалификации, должны быть сформированы такие личностные качества, как умение общаться. Это позволяет выделить коммуникативную компетентность как одну из ключевых в профессиональном образовании. Это актуализирует необходимость разработки новых подходов к подготовке будущих специалистов в современном вузе.

Учитывая вхождение России в Болонский процесс в настоящее время государственные образовательные организации различных стран, а также финансово-промышленные корпорации формируют «портфели компетенций», на основе которых обучаются, оцениваются и отбираются кадры, то становится очевидным, что формирование коммуникативной компетенции - основное условие качественного образования студента. Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. В коммуникативной компетентности выделяется несколько составляющих: лингвистическая (языковая), социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение воспользоваться знанием истории, культуры, традиций и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), социальная (умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией).

Овладение обучающимися коммуникативной компетентностью в целом — одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей, востребованности их на рынке труда, а в широком смысле — важнейшее условие общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

Составляющим звеном коммуникативной компетенции является и умение выступать публично, которое стало необходимым навыком в современном мире. К сожалению, нередко самое блестящее содержание тонет под невыразительным выступлением. Страх перед аудиторией, скованность, нервозность знакомы многим. А некоторые спикеры начинают испытывать сложности еще на этапе подготовки: что надо обязательно включить в презентацию, а что можно и опустить, с чего начать и чем закончить, как сделать презентацию интересной, рассказывая о важных и серьезных вещах, и не утомить слушателей излишними деталями.

В итоге необходимость публичных выступлений превращается в наказание, а подготовка презентации - в самое нелюбимое дело. Между тем публичные выступления - это отличный способ показать себя и свою работу и сделать уверенный шаг вверх по карьерной лестнице.

Навыки публичных выступлений можно и нужно развивать.

В большинстве случаев выступления сопровождаются презентацией. Существует мнение, что хорошая презентация - это вещь отдельная от сути передаваемой информации, и является вторичной и даже, вероятно, необязательной. Особенно часто такое мнение можно слышать в отношении учебных выступлений. Однако это совершенно не так. На самом деле то, как студент передает информацию, неразрывно связано с самой информацией и, возможно, имеет первостепенное значение. Ведь от того, насколько качественно выступающий доносит до слушателя свою мысль, насколько сильно можете его увлечь, зависит то, насколько внимательно он будет слушать. Основная проблема заключается в том, что люди, в действительности, изначально не готовы полностью слушать. Конечно, их изначальный уровень вовлеченности зависит от типа презентации, но главная мысль в том, что рано или поздно выступающему придется буквально завоевывать их внимание. Именно эту цель и выполняет качественная презентация.

Многие воспринимают создание презентации как творческий процесс и, следовательно, считают, что для того, чтобы создавать качественные слайды нужен «талант». Однако же, у этого процесса, как и почти у любого другого, есть свои принципы, правила, а также общие ошибки, присущие всем новичкам, и этих знаний вполне достаточно, чтобы презентация была ощутимо лучше, чем у многих других.

В процессе учебной и научно-исследовательской деятельности студентам часто приходиться выступать перед аудиторией: с докладом, сообщением, проектом и т.п.

Данное учебное пособие направлено на то, чтобы помочь студенту выступать увереннее, естественнее, свободнее и добиваться лучших результатов в работе. Данное пособие ставит своей целью познакомить студентов с базовыми законами подготовки презентаций и публичных выступлений, а также поделиться советами, основанными на обширном опыте экспертов и специалистов в данной области.

Данное учебное пособие поможет студентам:

¾     научиться разрабатывать план публичного выступления,

¾     освоить принципы логической подачи материала,

¾     овладеть навыками взаимодействия с аудиторией,

¾     эффективно использовать наглядные средства.

Учебное пособие предназначено для студентов учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по различным специальностям, а также его можно использовать на занятиях по различным курсам педагогических дисциплин.

Пособие состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен методике публичного выступления. В нем рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой к публичному выступления,  его структуры,  непосредственно проведению выступления, критериям правильно построенного публичного выступления, взаимодействия с аудиторией, анализу и типичным ошибкам выступления. Второй раздел пособия содержит правила подготовки презентаций. В нем приведены основные рекомендации по оформлению презентации, логике построения слайда, использованию на слайдах шрифтов, фона и цветов, рассмотрены типичные ошибки при ее выполнении.

Цель данного пособия – научить студентов технике и приемам эффективного выступления перед аудиторией с использованием визуальной презентации.

В результате проработки пособия студенты:

1.     приобретут навыки разработки плана публичного выступления;

2.     освоят принципы логической подачи материла;

3.     овладеют навыками взаимодействия с аудиторией;

4.  приобретут навыки эффективного использования наглядных средст в ходе публичного выступления.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. В данном пособии внимание будет уделено только ряду ее форм, таких как подготовка докладов, сообщений, выступлений, также подготовка и выполнение электронных презентаций к ним.

Данные формы самостоятельной работа приобщают студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

 


 

1.     Понятие, виды, задачи, содержание этапы публичного выступления

1.1.         Понятие и виды публичного выступления. Публичная речь

 

Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, изложение какой‑либо информации, возможно, с показом наглядного материала, с определенной целью.

Цели публичного выступления могут быть самыми разными: проинформировать, объяснить, заинтересовать, убедить, переубедить, побудить к действию или воодушевить.

В современной практике в зависимости от конкретной сферы применения публичные выступления подразделяются на следующие виды:

1) академические (лекция, научный доклад, научное сообщение). Отличительные черты – научная терминология, аргументированность, логическая культура, сообщение сведений научного характера;

2) судебные (обвинительная или защитная речь). Отличительные черты – анализ фактического материала, использование данных экспертизы, ссылки на показания свидетелей, логичность, убедительность;

3) социально‑политические (выступление на заседании, агитаторская, митинговая речь). Такие речи могут носить призывной или разъяснительный характер. Отличительные черты – разнообразие изобразительных и эмоциональных средств, черты официального стиля, использование политических и экономических терминов;

4) социально‑бытовые (приветственная, застольная, поминальная речь). Отличительные черты – призыв к чувствам; свободный план изложения; использование сравнения, метафоры, торжественный стиль.

 Целевой аудиторией данного пособия являются студенты учебных заведений. В связи с этим в данном пособии внимание будет уделено академическим видам публичных выступлений.

Публичная речь - это средство достижения деловых целей. Она должна быть убедительной, доказательной, грамотной, логичной, продуманной, красивой, эмоционально украшенной.

В риторике различаются следующие виды публичной речи по форме: доклад, сообще­ние, выступление, лекция, беседа.

Применительно к учебной и научной деятельности студента целесообразно рассмотреть первых три.

Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую, производственную проблему, на определенную тему. Док­лады готовят заранее, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. По времени доклады могут длиться от 10-15 мин. до 2-3 ч.

Сообщение - небольшое по времени (5-10 мин.) выступление, в котором рассматри­вается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение - это маленький доклад на част­ную тему.

Выступление - краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого- либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки - 3-5 мин., тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы), либо сформулирована в ходе об­суждения проблемы (импровизационное выступление).

Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публич­ного выступления, должен знать теорию риторики и уметь применять знания на практике.

 

1.2.         Требования, признаки и задачи публичного выступления

Чтобы публичное выступление произвело необходимое впечатление на аудиторию, чтобы оно было эффективным, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно проработать текст выступления, чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух.

Существует ряд требований к устному тексту публичного выступления и приемы, при помощи которых эти требования можно выполнить.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на особое значение устного выступления, связанное с наличием у него признаков, которых в значительной мере лишены многие другие формы обращения к людям. Это следующие признаки:

•       оперативность,

•       возможность использования различных способностей слушающего,

•       принципиально творческий характер устного выступления,

•       живое общение говорящего и слушающего

•       эмоциональное воздействие и ряд других.

Перейдем к задачам публичного выступления.

Всякое публичное выступление должно быть направлено на решение конкретной задачи. Без такой задачи не может быть хорошего выступления. В целом всякое выступление нацелено на решение следующих общих задач:

•       развитие познавательной деятельности студентов,

•       стимулирование положительных или критических установок слушателей на определенные дела,

•       формирование познавательных и иных интересов,

•       формирование творческого стиля работы и жизни,

•       формирование общественной и профессиональной активности,

•       ознакомление с достижениями практики, науки, техники, а также текущим положением дел в стране, регионе, коллективе и т.д.

Приступая к подготовке выступления, следует отдавать себе отчет в том, что за редким исключением его задачи скорее связаны все-таки не с сообщением каких-то совершенно новых сведений для слушателей, а с объяснением, интерпретацией событий, о которых им уже известно из различных источников. В публичном выступлении, как правило, систематизируются уже известные данные, дается предполагаемая перспектива развития обсуждаемого предмета.

Из сказанного вытекает главное правило выступления: Никогда не ограничивайтесь сообщением голых фактов. Разъясняйте, растолковывайте, обобщайте факты и делайте на этом основании соответствующие выводы.

Главным признаком хорошего выступления, безусловно, является соответствующее содержание. Содержание, при этом, должно соответствовать ряду требований:

1.   Содержание выступления должно учитывать современные достижения науки и практики (научность).

2.   Содержание должно быть связано с важнейшими практическими и познавательными проблемами.

3.   Материал выступления должен излагаться логично и доказательно.

4.   Содержание выступления должно отличаться новизной. Имеется в виду новизна, прежде всего, по форме изложения, новизна интерпретации, трактовки фактов, своеобразие оценки выступающим обсуждаемого предмета.

5.   Выступающий должен проявлять личную заинтересованность в обсуждаемых вопросах, задачах и их решении. Аудитория всегда хорошо чувствует, связан ли выступающий с жизнью, говорит ли о тех вопросах, над которыми сам размышляет, или же его выступление построено лишь на общих соображениях, на материале из вторых рук, а сам он лично далек от предмета обсуждения.

К указанным выше общим требованиям в отношении содержания выступления и его подачи можно добавить немало более частных, но не менее важных правил и рекомендаций:

1.   Всячески выясняйте, что будущим слушателям: а) известно, б) мало известно, в) совсем неизвестно.

2.   Не бойтесь вскрывать ошибки, любое неумение людей делать свое дело.

3.   Максимально используйте местный, близкий слушателям материал.

4.   Запоминайте все, что может пригодиться в твоих выступлениях.

5.   Не ссылайтесь на факты, которые сами не наблюдали, не проверили, узнали от других. Сами доходите до первоисточников информации, как бы трудно это ни было.

6.   Если в чем-то сомневаетесь — вообще не говорите об этом.

7.   Учитесь извлекать из любого факта, даже второстепенного, нужный смысл.

8.   Не увлекайтесь отрицательными примерами, даже критикуя.

Соблюдение перечисленных правил предостережет от ошибок в отношении содержания выступления:

1.   Односторонность, тенденциозность в подборе материала.

2.   Незнание важнейших фактов, относящихся к теме.

3.   Перевод внимания слушателей на второстепенные, мелкие вопросы.

4.   Сообщение, или простое повторение известного.

5.   Необоснованные прогнозы, предсказания, предположения.

6.   Перегрузка выступления фактическим материалом.

 

1.3.         Критерии правильно построенного публичного выступления

Перечисленные выше требования к публичному выступлению, его содержанию как бы сразу бросаются в глаза. Существует, однако, необходимость остановиться на вопросе о более специальных требованиях, на требованиях, которые предъявляются к мастерству выступающего и ориентируют на постоянное совершенствование выступления. Каковы же критерии эффективности публичного выступления, которые тесно связаны с критериями в отношении содержания, но не сводятся к ним?

К числу критериев ораторского мастерства можно отнести следующие:

1.  Эрудированность, знание предметов смежных областей.

2.  Убежденность выступающего.

3.  Культура речи.

4.  Умение видеть и чувствовать слушателей. Культура общения. Контакт с аудиторией.

5.  Умение так преподнести вопрос, что он становится собственной проблемой слушателей.

6.  Умение аргументировать. Стройность и последовательность.

7.  Умение применять наглядные и технические средства.

Что касается эффективности публичного выступления, то ее, в отличие от ораторского мастерства, можно оценивать по таким критериям:

1.  Соответствие воздействия публичного выступления его цели и задачам.

2.  Степень и характер активности слушателей во время выступления.

3.  Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.

С целью повышения мастерства и эффективности своих выступлений, каждый должен не бояться, а скорее даже стремиться пройти через как можно большее число различных видов испытаний на качество выступления, таких, например, как:

•      предварительное проговаривание всего выступления, или его отдельных мест,

•      внешнее рецензирование выступления, или его текста,

•      прослушивание выступления в группе с последующим обсуждением.

 

1.4.         Контакт выступающего и аудитории

 

На всех стадиях подготовки и осуществления выступления нужно помнить, что слушатель — это не сосуд, который нужно заполнить, а скорее факел, который нужно зажечь. Об этом же говорит известное положение о том, что для того, чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать материал, на который предстоит воздействовать.

Чувство аудитории — это качество, которое непременно должен развивать в себе каждый выступающий. Для этого нужно собирать сведения об аудитории предстоящего выступления, учитывать такие стороны аудитории, как ее однородность или неоднородность, специальность, образовательный уровень, примерный круг интересов, ее знакомство с проблематикой выступления, демографические особенности. Все это будет дополнительной гарантией от ошибок, в частности, от ошибки в виде расчета на некоего так называемого «среднего слушателя». Иначе говоря, выступающий должен проявить заботу о соответствии своего выступления потребностям и интересам слушателей, а также их возможностям.

Собирая сведения об аудитории, следует обратить внимание на имеющуюся у слушателей установку и на их настроение, мотивы различных видов: интеллектуальные, моральные, эстетические. Оценивая отношение слушателей к теме выступления, надо для себя выяснить, насколько она важна для слушателей, какова степень их знакомства с темой, каковы источники их информации по теме. Немаловажно также учесть такие моменты, как благоприятствование или, наоборот, неблагоприятствование выступлению времени и обстановки. И отдельно учесть отношение аудитории к самому выступающему.

Важно помнить о том, что, например, возрастная аудитория предпочитает стройную логику доказательств, она остро реагирует на слабость аргументов, на расхождение слова и дела, тем боле — на пустословие.

Молодежная аудитория — самая массовая. Молодость — пора становления личности, пора ее самоутверждения. В такой аудитории буквально рядом можно столкнуться с наивностью и критичностью, стремлением к объективным знанием и субъективизмом, неудовлетворенностью собой и болезненным самолюбием, тягой к людям и негативизмом. Для молодежной аудитории особое значение имеют: эмоциональность выступающего, выразительность, активное использование технических средств и наглядных пособий. Молодежная аудитория особо активно оценивает личность выступающего. Для нее особую роль играет его социальное и служебное положение. Молодежь не любит приблизительности, компромиссности, ценит лаконичность и точность. Не терпит голого морализаторства.

Каждому, кто готовится к выступлению, важно развивать в себе навыки наблюдения за аудиторией, учиться налаживать и поддерживать контакт с ней. В этом могут помочь следующие правила:

1.  Вырабатывай привычку смотреть на слушателей, переводя взгляд от одного к другому, переходя от одной группы слушателей к другой, если это, конечно, возможно.

2.  Фиксируй все реплики. Хотя отвечать на них не обязательно.

3.  Не превращай краткое выступление в «вечер вопросов и ответов», ответь на один—два вопроса слушателей во время выступления и возвращайся к основному материалу.

4.  Стремись к исчерпывающим ответам.

5.  Всегда уважительно относись к слушателям. Будь внимателен к ним.

6.  Никогда не подчеркивай своего превосходства над слушателями ни в чем, даже если таковое имеется.

7.  Не делай грубых, обидных замечаний слушателям.

8.  Вовремя давай передышку. Соблюдай регламент.

9.  Анализируй каждое свое выступление с целью устранения промахов, помешавших контакту со слушателями.

10.            Связывай изложение с практическими делами слушателей, с интересами и задачами общества, различных групп населения, всех граждан.

11.            Если слушатели записывают, ориентируй их слушать, записывая, а не наоборот, записывать, слушая. Ориентируй на запись общего строения

выступления, своих мнений, доказательств, оригинальных примеров, указаний на трудности вопроса.

12.            В меру отклоняйся от задуманного, если это отвечает интересам слушателей. Поощряй вопросы. Вводи в изложение элементы беседы.

13.            Оставляй время для ответов на вопросы после выступления. Если вопросов нет или их явно мало — не тяни, заканчивай выступление раньше.

 

1.5.        Подготовка к публичному выступлению

Готовясь к выступлению, необходимо продумать какой способ для Вас предпочтителен.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт - выступление без подготовки.

План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления - текст, который затем в процессе выступления полностью зачи­тывается.

Воспроизведение наизусть - выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Возможны и комбинации различных способов. Эффективность каждого из способов зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления.

Применительно к учебным докладам, сообщениям и научным выступлениям наиболее подходит план-конспект выступления.

Выступающий должен уметь пользоваться своими записями во время выступления. Лучше всего иметь при себе записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Перейдем к алгоритму подготовки выступления:

1.  Зная тему выступления, необходимо ее правильно сформулировать, поскольку из нее должны вытекать те­зисы.

Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, на который выступление призвано дать ответ.

Кроме того, сформулировав тему, надо выделить составляющие того понятия или яв­ления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана и основой всего выступления.

2.       Необходимо сделать основу, «каркас», будущего публичного выступления:

· Выделите главную идею речи.

· Выделите подзаголовки, разделив идею на несколько составных частей.

· Определите ключевые слова.

· Тщательно продумайте план и структуру будущего выступления. Она должна включать введе­ние, основную часть и выводы (заключение).

· Обоснуйте актуальность темы выступления;

· Поясните ее цель и задачи;

· Обозначьте новизну темы и, если это возможно, ее практическую значимость;

· Раскройте теоретическую  научную базу исследования, интерес к теме со стороны ученых и практиков.

Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содер­жащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства как выступающего, так и слушателей. Выступающему удобно переходить от вопроса к вопросу, от темы к теме, а слушателям удобно вос­принимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последова­тельности.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступле­ние, основная часть, заключение. Именно такое построение выступления облегчает аудито­рии восприятие устной речи.

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль.

Заключение может включать напоминание (цель - напомнить основной тезис, вер­нуться к исходной проблеме), обобщение (цель - сформулировать словами обобщающий вы­вод) и призыв (цель - вызвать реакцию слушателей).

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление об ораторе, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего высту­пления. Важно с самого начала заинтересовать публику. Для этого во вступительной части можно рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обя­зательно связывая его с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повто­рить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональ­ностью, выразительностью.

Примерная структура выступления: вступление – 20%, основная часть – 60 %, заключение – 20 %. В основной части вы представляетесь, озвучиваете свою тему, проговариваете план ее развития, создаете положительный эмоциональный фон в аудитории. В основной части вы разворачиваете выступление, приводя как можно больше примеров, демонстрируете решение проблемы, взаимодействуя с аудиторией. В заключении делаете экскурс по теме, озвучиваете основные выводы, благодарите аудиторию за внимание, интересные вопросы, помощь и т.д.

Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять всякое публичное выступ­ление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям.

Очень важным и  трудным при выступлении является простота изложения. Понимание речи на слух - довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстракт­ные слова. Оратор должен тщательно продумать, как это правильно сделать. Владение дан­ным приемом является важнейшим условием для создания эффективного устного текста.

Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления (прием упрощения синтаксиса). Целесообразно избегать длинных сложнопод­чиненных предложений, развернутых причастных оборотов - все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и корот­ких предложений.

Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступле­ния, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном вы­ступлении, чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно:

1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слуша­телей.

2. Цифры лучше округлять.

3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции.

4. Точные цифры лучше подавать в наглядном сравнении.

5.Надо точно указывать источник приводимых статистических данных.

Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить ее словами, по возможности, кратко и понятно.

Устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонацион­ного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановки логических ударений и пауз, точностью передачи под­текста. Выразительную речь легко слушать и понимать. Выразительность речи - важнейшее требование к устному тексту.

Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее.

Следует иметь в виду, что для русского языка характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное - в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует размещать в кон­це фразы.

Внимательно слушать и воспринимать речь публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, по­том внимание аудитории начинает слабеть). Публика ожидает коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Самая благоприятная скорость для восприятия — прибли­зительно 100 слов за минуту. При планировании выступления нужно обязательно учитывать время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы могут быть записаны на небольшие карточки, расположив их последовательно. Если это не двух- трехчасовой док­лад, то оратор не должен читать текст, он должен выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в заметки.

При подготовке к выступлению оратор должен произносить речь несколько раз вслух, чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Необходима шлифовка фраз, интонации и мимики.

Таким образом, подготовка публичного выступления требует времени, определенных усилий, соответствующего настроения. Хорошим результатом публичного выступления можно считать чувство удовлетворения, поскольку именно оно будет знаком хорошо выполненной работы и положительной обратной связи. Публичное выступление как правило сопровождается презентацией.


 

2.                Правила оформления презентации

2.1. Общие советы по созданию презентации

1. Обязательно визуализируйте информацию

Так как Вы делаете презентацию, которая предполагает спикера, категорически нельзя делать слайды, на которых будет один лишь текст. Чтобы доказать это, рассмотрим два типа соотношения того, что есть на слайдах, и того, что говорит спикер.

•     Спикер говорит ту же информацию, что есть на слайдах.

В таком случае в слайдах нет никакого смысла, происходит полное дублирование: зрители получают ту же информацию, причем в том же, текстовом, формате.

•     Спикер говорит информацию, дополняющую ту, что есть на слайдах.

В этом случае зрителям представляется невозможным адекватно усвоить оба потока информации, приходится какой-то канал «закрывать», следовательно, Вы не доносите часть информации до аудитории. Визуализация решает эту проблему, так как информация в таком виде усваивается мозгом в 60 тысяч раз быстрее, чем текст.

Как подобрать инструменты, которые обеспечат визуализацию?

2.  Не размещайте большое количество информации на слайде

В случае с публичным выступлением основным источником информации выступает спикер, презентация лишь дополняет его, выступает поддержкой его речи. Соответственно, информация, представленная на слайдах, выступает либо как резюме слов выступающего, либо как их иллюстрация, либо как важная дополнительная информация (схемы, точные числовые значения, и т.д.). Ни в одном из этих случаев не требуется помещать много информации на слайд.

Кроме того, каждый слайд должен заново «завоевывать» внимание аудитории, побуждать ее к прочтению. Громоздкий же, перегруженный дополнительной информацией, слайд может отпугнуть зрителей, и они не прочитают даже тот основной посыл, ради которого он создавался.

Оптимальный текстовый объем информации на одном слайде - не более 40 слов.

3.  Размещайте на слайде только ту информацию, к которой собираетесь обращаться

Этот совет напрямую следует из предыдущего. Раз уж Вы «завоевали» внимание зрителя к определенному слайду, разместите на нем только релевантную информацию. Ненужные данные могут вытеснить из головы слушателей важную информацию. Тем более, когда зрители раз за разом видят на слайде то, что не представляется для них важным/интересным, они могут потерять интерес к презентации вообще.

Тщательно отрепетируйте выступление, убедитесь, что все, что есть в презентации, действительно необходимо. Это относится и к целым слайдам. Часто от спикеров, которые выступают в рамках сильно ограниченного времени, можно слышать фразу «так, а этот слайд мы пропустим». Не допускайте подобного. Если Вы создали слайд (а значит, считаете, что информация на нем важна), то постройте свое выступление таким образом, чтобы у аудитории было достаточное количество времени для ознакомления с ним.

4.  Уделите внимание числам

Числовая информация хуже всего воспринимается на слух, поэтому числа - это то, что, прежде всего, стоит размещать на слайдах. Кроме того, что числа визуально лучше усваиваются, они обеспечивают конкретику, которая обязательно должна присутствовать на слайдах. Ведь сама презентация - это, по сути, выжимка всего Вашего выступления, а, значит, в ней к минимуму должны быть сведены общие фразы и неопределенные выражения.

Следует заметить, что не всегда стоит писать точные значения. Например, число 480 запомнится гораздо лучше, чем 483,4. Конечно, если эта маленькая часть числа, которая отпадает при округлении, имеет большое значение, то этим правилом можно пренебречь.

5.  Сделайте таймлайн

Под таймлайном понимается «оглавление» Вашей презентации в виде линии, где отмечена та ее часть, о которой сейчас ведется речь. Размещается он, как правило, на каждом слайде, кроме приветственного и резюмирующего.

Пример таймлайна приведен ниже.

Общие выводы и .. Социальными ЖкШШИНМ Модернизации .        и , ,

рекомендации ^___________________________ ^г экономически» эффек! ы

Рис. 1. Пример таймлайна

Главное назначение таймлайна - показать целостность презентации. Даже если зритель отвлекся на время и пропустил важную часть презентации (например, прослушал, когда Вы говорили о конкурентах), то посмотрев на таймлайн, он увидит, что этот момент был освещен.

6.   Используйте иконки

Основная цель визуализации - задействование другого канала восприятия информации, помимо того, что просто анализирует текст. В первую очередь, это полезно, потому что, как уже отмечалось, визуальная информация усваивается гораздо быстрее. Однако же это так же важно и как средство переключения мозга на немного другую деятельность - отдых. Конечно, в качестве визуализации лучше всего использовать диаграммы и различные фреймворки. Однако не всегда для них есть данные. В этом случае помогут иконки, которые отлично справятся, если не с первой, так со второй ролью точно.

Иконки могут выступать в роли дополнения к тексту (например, в перечне предложений каждое из них можно сопровождать ассоциативной иконкой), так и просто заменять слова. Начните с простого: замените на слайде с контактами слова «телефон» и «е-mail» на соответствующие иконки. Постепенно, Вы заметите, как у Вас самих будет возникать желание разбавить текст слайда иконкой.

Бесплатно скачивать иконки можно со следующих ресурсов:

•     flaticon.com

•     freepic.com

•     iconfinder.com

•     fhenounproject.com

 

2.2. Основные принципы и правила оформления слайд-презентации

Создание презентации — это, прежде всего, драматургия информации.  Презентация должна быть не «о предмете», а «для слушателя». Текст слайда — это опорный конспект.

Объем текста слайда — не более 7 строк. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Не стоит размещать на одном слайде более 3-х пунктов перечисления (обычно человек может единовременно запомнить не более трех фактов). Наибольшая  эффективность достигается  тогда,  когда  ключевые пункты  отражаются  по  одному  на каждом  отдельном  слайде.

Стиль оформления должен быть единым по всей презентации. Элементы оформления не должны отвлекать от содержания презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной.

Использование фона не должно затруднять чтение текста. Желателен светлый фон, хотя некоторые проекционные аппараты дают лучшее качество при инверсном отображении текста (светлым по темному). Однако и в обычном тексте порой нужно выделять определенные фразы. Для этого можно использовать второй, дополнительный цвет, отличный от того, которым написан весь текст. Естественно, эти два цвета должны гармонично сочетаться, так как, кроме того, что эти цвета используются для текста, эти же цвета используются и для оформления всей презентации. Использовать больше 2 (в крайнем случае, 3) цветов крайне нежелательно. Большое разнообразие цветов утомит аудиторию.

При придании слайду структурированности, вполне логично могут появиться надписи двух разных типов, условно их можно назвать «обычный текст» и «заголовки». И для того, чтобы их различать, уместно использовать два шрифта. Лучше использовать именно два разных шрифта, а не, например, вариант, когда для заголовков просто используется жирное начертание.

Заголовки одного уровня по всей презентации должны быть однотипными.

Размер шрифта заголовка — 32-36 пт. Основной текст по всей презентации должен быть набран одним и тем же шрифтом. Нельзя злоупотреблять прописными буками и объектами WordArt. Размер шрифта основного текста — 22-28 пт.

Шрифты без засечек (например, Arial) легче читать с большого расстояния. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).Основной текст по всей презентации должен быть набран одним и тем же шрифтом.

Полужирное начертание обычно используют для заголовков, так как оно бросается в глаза до прочтения контекста. Курсив применяют, когда хотят, чтобы выделение было прочитано вместе с контекстом. Подчеркивание делает текст слишком плотным. Его используют для небольших фрагментов текста.

Эргономические испытания показали, что утомляемость глаз наименьшая, если текст набран:

•      синим по белому (первое место);

•      зеленым по белому (второе место);

•      черным по кремовому (третье место);

•      черным по белому (четвертое место).

Рисунки (особенно фотографии) существенно увеличивают объем файла презентации и уменьшают скорость ее загрузки. По этой причине размеры изображений следует уменьшать до оптимальных и сохранять с разрешением 96 пикселей на дюйм.

Способы уменьшения объема файлов изображений: С помощью средств графических редакторов, например, редактора PhotoShop. При этом качество преобразования можно контролировать. С помощью кнопки «Сжатие изображения» панели инструментов «Настройка изображения» PowerPoint (качество преобразования контролировать нельзя). После завершения процесса преобразования изображения восстановить первоначальные параметры изображения нельзя!

Применение эффектов должно быть методически и логически обосновано, не должно отвлекать от основной информации. Лучше совсем не использовать эффекты, чем использовать их необдуманно и чрезмерно!

 

2.3. Логика презентации и ее техническое оснащение

Одним из ключевых аспектов восприятия презентации является ее структура, логика подачи информации. В упрощенном виде основными блоками презентации выступают следующие.

1. Титульный слайд с указанием Ваших реквизитов, названием темы презентации, указанием места и года ее проведения, авторов презентации.

2. План презентации, включающий цели и задачи.

3.Последовательное разворачивание пунктов плана.

4. Интерактивная часть – взаимодействие с аудиторией посредством слайдов-вопросов, слайдов-тестов и т.д.

5. Заключительная часть – выводы и предложения.

Объем презентации для учебной аудитории – не менее 25 слайдов.

Презентация может быть выполнена командой. В этом случае заранее распределите роли между участниками выступления, продумайте, кто какие функции будет выполнять: перелистывать слайды, комментировать отдельные части презентации, отвечать на провокационные вопросы. Распределите зоны ответственности, заранее отрепетируйте взаимодействие в группе. Командная работа интересна еще и тем, что помогает сохранять внимание аудитории, поскольку смена оратора воспринимается ею как контрастный раздражитель.

Продумайте заранее свое место положения перед аудиторией. Никогда не прячьтесь за техникой и визуальными материалами. Не стоит говорить в сторону стены, экрана или проектора. Положение слева от экрана или непосредственно у проектора является наилучшим местом для презентующего. При объяснении информации на слайдах следует пользоваться ручкой, прозрачной указкой, просто рукой. При этом не стоит касаться экрана. Возможен выход одного из выступающих в пространство аудитории – это создаст еще один аспект внимания к выступающим.

При оформлении презентации используйте элементы единого стиля, позитивный визуальный ряд, связанный с тематикой выступления. Этот же стиль необходимо использовать при оформлении раздаточных материалов.

Итак, еще раз пройдем все этапы:

1.   Продумайте план презентации заранее. Не забывайте об обязательных разделах: титульная страница, введение, основная часть, заключение.

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1. Обязательные разделы презентации

2.  Оформляйте текст и заголовки разных слайдов  в одном стиле. Если выбрали для заголовков синий цвет и шрифт «Cambria», на всех слайдах заголовки должны быть синими и Камбрия. Выбрали для основного текста шрифт «Calibri», на всех слайдах придётся использовать его. Другим шрифтом и цветом можно выделять цитаты и примечания (но их не должно быть слишком много). Не увлекайтесь чрезмерным выделением жирностьюкурсивом и цветным текстом.

3.  Следите за тем, чтобы текст не сливался с фоном, учитывайте, что на проекторе контрастность будет меньше, чем у вас на мониторе. Лучший фон – белый (или близкий к нему), а лучший цвет текста – черный (или очень тёмный нужного оттенка).

4.  Из содержимого первого слайда должно быть понятно, о чём речь, к кому это относится, кто автор. Для этого не забудьте указать:

•       Организацию (учебное заведение, предприятие и т.д.);

•       Тему доклада (название);

•       Фамилию, имя и отчество докладчика (полностью);

•       Вашего руководителя (если работа выполнена под чьим то руководством);

•       Контактные данные (e-mail, адрес сайта, телефон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.2. Пример титульного слайда презентации по ГОСТу

 

 

Студентам после контактных данных нужно добавить информацию о руководителе(вместо строчки об учебном заведении на примере).

Обратите внимание, что дизайн первого слайда обычно отличается от последующих (общий стиль соблюдается), а тема доклада оформлена самым крупным шрифтом.

5. Размер шрифта для заголовка слайда должен быть не менее 24, а лучше от 32 и выше.

Всегда указывайте заголовок слайда (каждого слайда презентации). Отвлёкшийся слушатель в любой момент должен понимать, о чём сейчас речь в вашем докладе!

Размер шрифта для основного текста лучше выбрать от 24 до 28 (зависит от выбранного типа шрифта).

Менее важный материал (дополнения и примечания) можно оформить шрифтом от 20 до 24.

Помните, что экран, на котором вы будете показывать презентацию, скорее всего, будет достаточно далеко от зрителей. Презентация будет выглядеть меньше, чем на вашем экране во время создания.

Отойдите от экрана компьютера на 2-3 метра и попытайтесь прочесть текст в презентации. Если слайды читаются с трудом, увеличивайте шрифт. Если текст не вмещается на один слайд, разбейте его на 2, 3 и более слайдов (главное, чтобы презентация была удобной для просмотра).

6. Постарайтесь подобрать подходящие изображения (фотографии, графики, схемы и т.д.) Помните, что презентация должна быть наглядной, а изображения значительно повышают наглядность. Только не переусердствуйте, изображения должны сменяться текстом.

7. Финальный слайд

Многие думают, что на заключении можно остановиться.

Но есть простой ход, который вызовет положительные эмоции у слушателей: сделайте последний слайд с благодарностью за внимание!

Рис.3. Пример финального слайда
Вроде бы мелочь, но действует достаточно эффективно.

Помните, что презентация должна быть интересной и наглядной, не утомляйте слушателя монотонным текстом или переизбытком ярких цветов. Сделайте маленький праздник на 5-10 минут.

Техническое оснащение: При подготовке к презентации с технической точки зрения нужно несколько раз перестраховаться. При использовании техники принимающей стороны стоит заранее, до выступления, несколько раз ее апробировать. В резерве необходимо иметь несколько копий Вашей презентации. Как бы тщательно Вы ни готовились к выступлению, просчитывая каждую деталь, «в час икс» всегда могут произойти непредвиденные события. Главный принцип - отличное знание материала, уверенность в себе и чувство юмора, которые позволят настоящему профессионалу сымпровизировать в любой форс-мажорной ситуации.

Резюме: знание элементов публичного выступления и деловой презентации поможет грамотно организовать Ваше деловое общение на практике.

 

Список используемых источников

 

1.       Голованова И.И. Методика публичного выступления / И.И.Голованова: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 110 с.

2.       Горбачев А.Д. Подготовка презентаций: Методическое пособие / А.Д. Горбачев. – Спб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016 . – 26с.

3.       Ерастова Н.Б. Основные принципы оформления слайд-презентаций: учебное пособие / Н.Б.Ерастова: ГГТУ, 2012.

4.       Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие / С.М.Халин. – Тюмень: ТГУ, 2012. – 70 с.