Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья

 

1.1.            Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование (углубленной подготовки) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки в части освоения основного вида  деятельности (ВД): Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья и соответствующих профессиональных компетенций:

1.      Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня.

2.      Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья.

3.      Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

4.      Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья.

5.      Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

6.      Проводить занятия.

7.      Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

8.      Анализировать проведенные занятия.

9.      Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при освоении и разработке программы подготовки родственных специальностей, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, а именно:

44.02.01

Дошкольное образование

 

1.2.Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:

Дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел  - профессиональные модули.

Программа курса предполагает наличие у студентов знаний по дисциплинам, модулям:

ОП.01 Основы общей и дошкольной педагогики

ОП.02 Психология

ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

ОП.04 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

ОП.05 Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

ПМ.02 Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Дисциплины и профессиональные модули, для изучения которых необходимы знания данного курса:

ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса.

 

1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

ПО.1 планирования и организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня (игровой и продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования), посильного труда и самообслуживания);

ПО.2 разработки сценариев, организации и проведения праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

ПО.3 составления психолого-педагогической характеристики ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

ПО.4 анализа и самоанализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателем;

ПО.5 определения цели и задач, планирования и проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

ПО.6 наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

ПО.7 анализа и самоанализа процесса и результатов проведения различных видов занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателем;

ПО.8 разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья;

ПО.9 ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс.

 

уметь:

У1. определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья;

У2. определять педагогические условия для организации общения детей с ограниченными возможностями здоровья;

У3. играть с детьми, стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей с отклонениями в развитии, использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;

У4. организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста, отклонений в развитии и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);

У5. общаться с детьми с отклонениями в развитии, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;

У6. руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста, отклонений в развитии и индивидуальных особенностей детей группы;

оценивать продукты деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;

У7. организовывать досуг детей с ограниченными возможностями здоровья;

У8. анализировать проведение игры, организацию и руководство посильным трудом дошкольников, доступными детям с ограниченными возможностями здоровья, продуктивными видами деятельности;

У9. анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений для детей с отклонениями в развитии;

У10. определять цели и задачи обучения, воспитания и развития дошкольников с учетом отклонений в развитии, особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;

У11. использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей с отклонениями в развитии на занятиях;

У12. определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

У13. осуществлять отбор средств диагностики для определения результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, интерпретировать результаты диагностики;

У14. анализировать занятия;

У15. осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий.

 

знать:

З1. теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья;

З2. сущность и своеобразие игровой, трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

З3. содержание и способы организации игровой трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и общения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;

З4. основы организации бесконфликтного общения детей с ограниченными возможностями здоровья и способы разрешения конфликтов;

З5. теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников с отклонениями в развитии;

З6. способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей с отклонениями в развитии;

З7. особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей с отклонениями в развитии;

З8. особенности содержания дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

З9. теоретические и методические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;

З10. особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах с учетом психофизического развития детей;

З11. способы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

З12. требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

З13. требования к составлению психолого-педагогической характеристики на ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

З14. основы организации обучения дошкольников с учетом возрастных особенностей и отклонений в развитии;

З15. педагогические и гигиенические требования к организации занятий, проведению экскурсий и наблюдений, режиму дня детей с ограниченными возможностями здоровья;

З16. виды документации, требования к ее оформлению.

 

обладать необходимыми трудовыми действиями в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта:

ТФ1  A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение.

Необходимые умения

ТФ1 У1  Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

ТФ1 У2  Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

ТФ1 У3  Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности;  обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ТФ1 У4 Владеть ИКТ-компетентностями: 

общепользовательская ИКТ-компетентность;

общепедагогическая ИКТ-компетентность;

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

ТФ1 У5 Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Необходимые знания

ТФ1 З1 Преподаваемый предмет  в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в  мировой культуре и науке

ТФ1 З2 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

ТФ1 З3 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы  индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики 

ТФ1 З4 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

ТФ1 З5 Пути достижения образовательных результатов  и способы оценки результатов обучения

ТФ1 З6 Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного  подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

ТФ1 З7 Рабочая программа и методика обучения по данному предмету 

ТФ1 З8 Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи,  федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства

ТФ1 З9 Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

ТФ1 З10 Конвенция о правах ребенка

ТФ1 З11 Трудовое законодательство

ТФ2  A/02.6 Воспитательная деятельность

Необходимые умения

ТФ2 У1  Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

ТФ2 У2  Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

ТФ2 У3  Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

ТФ2 У4 Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

ТФ2 У5 Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

ТФ2 У6 Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

ТФ2 У7 Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Необходимые знания

ТФ2 З1 Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

ТФ2 З2 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

ТФ2 З3 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

ТФ2 З4 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

ТФ2 З5 Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

ТФ2 З6 Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

ТФ2 З7 Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами  территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

ТФ3  A/03.6 Развивающая деятельность

Необходимые умения

ТФ3 У1  Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

ТФ3 У2  Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

ТФ3 У3  Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

ТФ3 У4 Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

ТФ3 У5 Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

ТФ3 У6 Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы  с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

ТФ3 У7 Формировать детско-взрослые сообщества

Необходимые знания

ТФ3 З1 Педагогические закономерности организации образовательного процесса

ТФ3 З2 Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

ТФ3 З3 Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

ТФ3 З4 Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

ТФ3 З5 Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

ТФ3 З6 Социально-психологические особенности и закономерности развития  детско-взрослых сообществ

ТФ4  B/01.5 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Необходимые умения

ТФ4 У1  Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная,  познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

ТФ4 У2  Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

ТФ4 У3  Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

ТФ4 У4 Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

ТФ4 У5 Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

ТФ4 У6 Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

ТФ4 З1 Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

ТФ4 З2 Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

ТФ4 З3 Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

ТФ4 З4 Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

ТФ4 З5 Основы теории физического, познавательного  и  личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

ТФ4 З6 Современные тенденции развития дошкольного образования

 

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 846 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 666 часов, включая:

               обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 452 часа;

               самостоятельной работы обучающегося – 214 часов.

учебной и производственной практики – 180 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

                 Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом деятельности Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1. 

Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня.

ПК 3.2. 

Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 3.3. 

Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 3.4. 

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 3.5. 

Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 3.6. 

Проводить занятия.

ПК 3.7. 

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

ПК 3.8. 

Анализировать проведенные занятия.

ПК 3.9. 

Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 5.1. 

Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. 

Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. 

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. 

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. 

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать
с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих  ее правовых норм.