Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование (углубленной подготовки) укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки в части освоения основного вида деятельности (ВД): Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья и соответствующих профессиональных компетенций:
1. Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня.
2. Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья.
3. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
6. Проводить занятия.
7. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
8. Анализировать проведенные занятия.
9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при освоении и разработке программы подготовки родственных специальностей, а также в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке, а именно:
44.02.01 |
Дошкольное образование |
1.2.Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел - профессиональные модули.
Программа курса предполагает наличие у студентов знаний по дисциплинам, модулям:
ОП.01 Основы общей и дошкольной педагогики
ОП.02 Психология
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
ОП.04 Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии
ОП.05 Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием
ПМ.02 Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием
ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Дисциплины и профессиональные модули, для изучения которых необходимы знания данного курса:
ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса.
1.3. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
ПО.1 планирования и организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня (игровой и продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования), посильного труда и самообслуживания);
ПО.2 разработки сценариев, организации и проведения праздников и развлечений для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
ПО.3 составления психолого-педагогической характеристики ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
ПО.4 анализа и самоанализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателем;
ПО.5 определения цели и задач, планирования и проведения групповых и индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
ПО.6 наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
ПО.7 анализа и самоанализа процесса и результатов проведения различных видов занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателем;
ПО.8 разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
ПО.9 ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс.
уметь:
У1. определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья;
У2. определять педагогические условия для организации общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
У3. играть с детьми, стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей с отклонениями в развитии, использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
У4. организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста, отклонений в развитии и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
У5. общаться с детьми с отклонениями в развитии, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
У6. руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста, отклонений в развитии и индивидуальных особенностей детей группы;
оценивать продукты деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;
У7. организовывать досуг детей с ограниченными возможностями здоровья;
У8. анализировать проведение игры, организацию и руководство посильным трудом дошкольников, доступными детям с ограниченными возможностями здоровья, продуктивными видами деятельности;
У9. анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений для детей с отклонениями в развитии;
У10. определять цели и задачи обучения, воспитания и развития дошкольников с учетом отклонений в развитии, особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
У11. использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей с отклонениями в развитии на занятиях;
У12. определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
У13. осуществлять отбор средств диагностики для определения результатов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, интерпретировать результаты диагностики;
У14. анализировать занятия;
У15. осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий.
знать:
З1. теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья;
З2. сущность и своеобразие игровой, трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и общения детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
З3. содержание и способы организации игровой трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и общения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья;
З4. основы организации бесконфликтного общения детей с ограниченными возможностями здоровья и способы разрешения конфликтов;
З5. теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников с отклонениями в развитии;
З6. способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей с отклонениями в развитии;
З7. особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей с отклонениями в развитии;
З8. особенности содержания дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
З9. теоретические и методические основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;
З10. особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах с учетом психофизического развития детей;
З11. способы коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
З12. требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
З13. требования к составлению психолого-педагогической характеристики на ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
З14. основы организации обучения дошкольников с учетом возрастных особенностей и отклонений в развитии;
З15. педагогические и гигиенические требования к организации занятий, проведению экскурсий и наблюдений, режиму дня детей с ограниченными возможностями здоровья;
З16. виды документации, требования к ее оформлению.
обладать необходимыми трудовыми действиями в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта:
ТФ1 A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение.
Необходимые умения |
ТФ1 У1 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. |
ТФ1 У2 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде |
|
ТФ1 У3 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
|
ТФ1 У4 Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) |
|
ТФ1 У5 Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона |
|
Необходимые знания |
ТФ1 З1 Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке |
ТФ1 З2 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
|
ТФ1 З3 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики |
|
ТФ1 З4 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
|
ТФ1 З5 Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения |
|
ТФ1 З6 Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
|
ТФ1 З7 Рабочая программа и методика обучения по данному предмету |
|
ТФ1 З8 Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства |
|
ТФ1 З9 Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи |
|
ТФ1 З10 Конвенция о правах ребенка |
|
ТФ1 З11 Трудовое законодательство |
ТФ2 A/02.6 Воспитательная деятельность
Необходимые умения |
ТФ2 У1 Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей |
ТФ2 У2 Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их |
|
ТФ2 У3 Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность |
|
ТФ2 У4 Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу |
|
ТФ2 У5 Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях |
|
ТФ2 У6 Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
|
ТФ2 У7 Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач |
|
Необходимые знания |
ТФ2 З1 Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования |
ТФ2 З2 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества |
|
ТФ2 З3 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях |
|
ТФ2 З4 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики |
|
ТФ2 З5 Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки |
|
ТФ2 З6 Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий |
|
ТФ2 З7 Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
ТФ3 A/03.6 Развивающая деятельность
Необходимые умения |
ТФ3 У1 Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья |
ТФ3 У2 Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий |
|
ТФ3 У3 Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ |
|
ТФ3 У4 Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) |
|
ТФ3 У5 Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося |
|
ТФ3 У6 Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
|
ТФ3 У7 Формировать детско-взрослые сообщества |
|
Необходимые знания |
ТФ3 З1 Педагогические закономерности организации образовательного процесса |
ТФ3 З2 Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития |
|
ТФ3 З3 Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся |
|
ТФ3 З4 Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ |
|
ТФ3 З5 Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью |
|
ТФ3 З6 Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ |
ТФ4 B/01.5 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Необходимые умения |
ТФ4 У1 Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства |
ТФ4 У2 Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации |
|
ТФ4 У3 Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения |
|
ТФ4 У4 Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) |
|
ТФ4 У5 Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения |
|
ТФ4 У6 Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
|
Необходимые знания |
ТФ4 З1 Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
ТФ4 З2 Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания |
|
ТФ4 З3 Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте |
|
ТФ4 З4 Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте |
|
ТФ4 З5 Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста |
|
ТФ4 З6 Современные тенденции развития дошкольного образования |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 846 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 666 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 452 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 214 часов.
учебной и производственной практики – 180 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом деятельности Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 3.1. |
Планировать различные виды деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в течение дня. |
ПК 3.2. |
Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.3. |
Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.4. |
Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.5. |
Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.6. |
Проводить занятия. |
ПК 3.7. |
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. |
ПК 3.8. |
Анализировать проведенные занятия. |
ПК 3.9. |
Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс. |
ПК 5.1. |
Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. |
ПК 5.2. |
Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
ПК 5.3. |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 5.4. |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 5.5. |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать |
ОК 7. |
Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11. |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
- Преподаватель: Екатерина Николаевна Попик